ВСТАВЬ НАЧАЛО ВОПРОСА В СТРОКУ «ПОИСК». ПОПРОБУЙ ВПИСАТЬ ВОПРОС ВРУЧНУЮ, ЕСЛИ НЕ НАХОДИТ ОТВЕТ.
ВОПРОС | ОТВЕТ |
---|---|
Разговорная речь – это: | речь близко знакомых людей в повседневной бытовой обстановке |
Верно ли утверждение, что разговорная речь характеризуется некодифицированностью и отсутствием фиксации норм разговорного общения: | Да |
Редукция в разговорной речи – это … | сокращение (выпадение) звуков при произношении |
Отметьте стилистически нейтральные синонимы для разговорного слова промашка: | неточность ошибка |
Спонтанность разговорной речи – это … | неподготовленность речи |
Устная речь подчиняется нормам: | акцентологическим орфоэпическим |
Подчеркнутое слово в предложении «Не все судьба голубит нас, всему свой день, всему свой час» (М.Ю. Лермонтов) в системе современного русского языка отмечено как: | народно-поэтическое |
В разговорной речи норма воспринимается как частотность употребления вариантов в речи среднестатистического интеллигентного человека: | Да |
Отметьте предложение с лексикой разговорного стиля | Ходили в Мариинку в Санкт-Петербурге. |
Буква А пропущена в слове: | канцеляризмы |
Отметьте слова из языка для специальных целей, образованные в русском языке: | заземление метизы |
Толкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо – это | интерпретация |
Ошибочное толкование книжного слова: | диаспора – острый спор, полемика |
Установите верное соответствие: | аскорбинка профессионализм аскорбиновая кислота термин буквалист разговорное слово буквализация термин |
Отметьте функцию, несвойственную языку для специальных целей: | экспрессивная |
Отметьте жанры научного стиля | аннотация монография научно-популярный очерк |
Верно ли утверждение, что синонимичны понятия «язык для специальных целей» и «научный стиль литературного языка». | Нет |
Отметьте узкоспециальные термины лингвистики: | архисема архифонема |
Отметьте пример, который не соответствует норме: | в течении года |
Определите, в каком примере речь идет о человеке: | Царицыным я доволен. |
Система сенатского и коллежского делопроизводства в России сложилась: | в Петровское и послепетровское время |
Соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, называется: | контракт |
Отметьте корректные языковые формулы документа, в которых выражается отказ: | К сожалению, удовлетворить Вашу просьбу не представляется возможным, поскольку... Мы не можем предоставить интересующую Вас информацию, так как... Организация не располагает возможностью для выполнения данной задачи из-за отсутствия... |
Найдите ошибку в лексической сочетаемости: | двойное отношение к религии |
Грамматическая ошибка допущена в примере: | действовать согласно приказа |
Составителю деловых бумаг не рекомендуют: | рассказывать от первого лица о своих личных чувствах в связи с принятием решения |
Троп, основанный на подобии, признак которого характеризует предмет мысли, – это | метафора |
Боевой призыв или приказ – это | военное красноречие |
Верно ли утверждение, что во время публичной речи слушатели не должны ощущать структуру выступления, так как это будет отвлекать их внимание. | Нет |
Целесообразно при подготовке публичного выступления обсуждать основные мысли выступления со знакомыми. | Да |
У сидящих коммуникативная позиция сильнее, чем у того, кто стоит за трибуной. | Нет |
К видам информационных выступлений относятся: | информационное сообщение; объявление |
Радиосвязь в экстремальных условиях – это | военное красноречие |
Возбуждение любопытства – универсальный способ привлечения внимания. | Да |
Вступление нужно только в малоподготовленной аудитории. | Нет |
Опытные лекторы всегда предпочитают выступать экспромтом. | Нет |
Благороднее | форма степени сравнения образована правильно |
Одна запятая ставится в предложении (знаки препинания не расставлены): | Лунные белые пятна вперемежку с черными тенями ползали по траве у ног Алексея сидевшего под березой на мягком сыром мху. |
Найдите форму с грамматической ошибкой: | полотенцев |
Сливки | нет категории рода |
Выберите пример без грамматической ошибки: | пятеро медвежат |
Внутри – снаружи | к слову верно подобран антоним |
Определите правильность сочетания слов: | букинистическая книга Верное сочетание слов ведущий лидер Ошибочное сочетание слов прогрессировать вперед Ошибочное сочетание слов устремиться в будущее Верное сочетание слов |
Удовольствие – наслаждение, приятность, услада | к слову верно подобраны синонимы |
Буква Н пишется в слове: | полотня…ый |
Укажите пример со слитным написанием: | (судо)ремонтный |
Буквы НН пишутся в слове: | дистиллирова…ый |
Буквы НН пишутся в слове: | созда…ый |
НЕ пишется слитно: | времени (не)достает |
Буква Ё пишется в слове: | ч…лн |
Орфографическая ошибка допущена в слове: | аллюминиевый |
Выберите на какой слог падает ударение в современном русском литературном языке: | взяла на 2-й слог клала на 1-й слог красивее на 2-й слог начать на 2-й слог |
Буквы НН пишутся в слове: | веществе…ый |
Верно ли утверждение о том, что свой узус есть у просторечия, жаргонов, диалектного языка, а у литературного языка есть норма. | Да |
Общерусские слова употребляются только в литературном языке и диалектах. | Нет |
В фатической функции язык используется в приветствиях, прощаниях, выражениях благодарности, извинениях, а также при выражении иных ассоциативных смыслов, при этом язык выполняет функцию поддержания контакта и подготавливает коммуникантов для потенциального содержательного общения. | Да |
В языках синтетического типа для выражения грамматических значений может использоваться вспомогательное слово. | Да |
Когнитивная функция языка заключается в том, что русский язык является средством познания мира, обеспечивает получение нового знания. | Да |
Литературный язык – это культурно-историческая форма языка, характеризующаяся обработанностью и письменно закрепленными нормами. | Да |
Ближайшими родственными русскому языку по восточнославянской языковой группе являются следующие языки: | Украинский язык; Белорусский язык |
Прагматическая функция языка заключается в использовании языка для влияния на поведение других людей и регулирования жизни общества. | Да |
Русский язык используется во всех общественных сферах и ситуациях общения, он способен выразить все коммуникативные потребности человека, и в этом плане русский язык является общенациональным (национальным, общенародным) языком. | Да |
Языковая политика государства – это все формы сознательного воздействия общества на язык (формы существования общенационального языка, распределение функций между языками при многоязычии или между формами общенационального языка при использовании одного языка). | Да |
Эмотивная функция русского языка заключается в том, что с помощью языковых средств русского языка передаются исключительно негативные чувства и эмоции. | Нет |
Термины «функциональный стиль» и «экспрессивный стиль» используются как синонимы. | Нет |
В каком предложении ставится двоеточие (знаки препинания не расставлены)? | Об одном прошу вас стреляйте скорее. |
Найдите неверное для современного литературного языка ударение: | арестократИя |
Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное): | Россия поддерживает дружеские отношения со многими странами мира. |
У выделенного слова в предложении Гений – это бессмертный вариант ПРОСТОГО человека (С.Д. Довлатов) в данном лексическом значении и в данной грамматической форме обнаруживаются системные связи в лексике современного русского литературного языка: | Нет антонимических связей. |
НЕ пишется слитно: | (не)довесить масла |
Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Доктора боялись за ее жизнь (1) тем более (2) что она не только (3) не хотела принимать никакого лекарства (4) но ни с кем не говорила (5) не спала (6) и не принимала лекарства. | 1, 4, 5 |
Главную мысль выступления надо сформулировать словами, чтобы она стала понятной аудитории. | Да |
У сидящих коммуникативная позиция сильнее, чем у того, кто стоит за трибуной. | Нет |
Намеренное опущение слова или оборота, которые предполагаются по смыслу, что создает значимую незавершенность речи, – это | эллипсис |
Неподвижным ораторам аудитория меньше доверяет, считает их консервативно мыслящими. | Да |
Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ. | Да |
Определите, на противопоставлении каких слов построено высказывание «У сильного всегда бессильный виноват» (И.А. Крылов). | антонимы |
Важную информацию надо располагать в начале или в конце фразы по закону края. | Да |
Призывы в СМИ – это | общественно-политическое красноречие |
Выпишите стилистически маркированное слово из текста «И не знаю я, кто играет мной, кто мне верный друг, кто мне враг лихой» (А.Н. Апухтин) | лихой |
Укажите ошибочный вариант ударения: | фАрфоровый |
Отметьте разновидность научного стиля, которая характеризует язык учебника и учебного пособия: | учебно-научный |
Ошибочное толкование книжного слова: | диаспора – острый спор, полемика |
Язык для специальных целей – это особая функциональная разновидность литературного языка, которая обслуживает профессиональную сферу общения. | Да |
Отметьте функцию, несвойственную языку для специальных целей: | экспрессивная |
Язык для специальных целей создан искусственно учеными. | Нет |
Отметьте верное утверждение для профессионализмов: | входят в состав языка для специальных целей |
Распорядительные документы являются средством администрирования и адресованы к нижестоящим или подчиненным организациям, отдельным должностным лицам. | Да |
Официально-деловой стиль – это стиль деловых бумаг и специального общения в экономической, юридической, дипломатической сферах, в государственных учреждениях и т.п. | Да |
Докладная записка от служебной справки отличается: | содержанием текста |
Документ, выданный взамен утерянного и имеющий силу подлинника, называется: | дубликат |
Установите соответствие | клёво - Является просторечным или разговорно-просторечным мордяшка - Является просторечным или разговорно-просторечным наскорях - Является диалектным порато (очень) - Является диалектным рыбалить - Является диалектным телик - Является просторечным или разговорно-просторечным |
Найдите ошибку в согласовании: | современный ООН |
Найдите сложное предложение: | Как ни быстро шла высадка десанта, но, начавшись в половине второго, она закончилась только часам к пяти. |
Найдите пример с паронимами: | единый – единственный |
Жара – стужа | к слову верно подобран антоним |
Тире ставится в предложении (знаки препинания не расставлены): | Все это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно казалось началом чудной сказки. |
Слаже | форма степени сравнения образована неправильно |
Старательно – прилежно, усердно, исправно, ретиво, рьяно | к слову верно подобраны синонимы |
В современном русском литературном языке представлены следующие виды норм, соотносимые с системой организации речи: | орфоэпическая норма; стилистическая норма; лексическая норма; грамматическая норма; орфографическая норма; пунктуационная норма. |
Отметьте признаки, которые не свойственны письменной форме языка для специальных целей: | насыщенность средствами выразительности; экспрессивность. |
Отметьте профессионализмы: | елочки (вид кавычек у полиграфистов); лапки (вид кавычек у полиграфистов) |
Отметьте формы разговорной речи: | диалог; монолог |
Прочитайте раздел 1.5 «Русский язык в современном мире» в источнике № 1 в списке литературы к занятию. Ответьте на вопрос: для решения каких задач в 1967 г. была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)? | объединить преподавателей русского языка за рубежом, оказывать методическую помощь преподавателям русского языка за рубежом, содействовать изданию учебных материалов на русском языке |
Прочитайте высказывания русских классиков об А.С. Пушкине. И.С. Тургенев: «Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого». В.Г. Белинский: «Трудно охарактеризовать общими чертами великость реформы, произведенной в поэзии, литературе, версификации в языке русском. […] Ни один поэт не имел на русскую литературу такого многостороннего, сильного и плодотворного влияния. Пушкин убил на Руси незаконное владычество французского псевдоклассицизма, расширил источники нашей поэзии, обратил ее к национальным элементам жизни, показал бесчисленные новые формы, сдружил ее впервые с русской жизнью и русской современностью, обогатил идеями, пересоздал язык до такой степени, что и безграмотные не могли уже не писать хорошими стихами, если хотели писать. […] Из русского языка Пушкин сделал чудо. […] Он ввел в употребление новые слова, старым дал новую жизнь…» Ответьте на вопрос: в чем они видят роль А.С. Пушкина в создании современного русского литературного языка? | дал окончательную обработку нормам русского языка, использовал в своих произведениях народную речь |
Поясните, почему нельзя считать синонимами наименования «общенациональный русский язык» и «современный русский литературный язык». | современный русский литературный язык является частью общенационального русского языка |
Прочитайте разные определения нормы литературного языка. Какие характеристики присущи именно норме и упоминаются во всех определениях? Норма – совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Норма как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком литературного языка национального периода (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 337). Норма – принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида (О.С. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966. – С. 270). Норма – наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившихся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1985. – С. 152) | закрепленность в нормативной литературе, кодифицированность; обработанность; распространенность; устойчивость и традиционность |
Отметьте 16 слов с экспрессивной окраской. | апологет, возвестить, глуповатенький, держава, зверюга, мафиозный, мыкаться, незабвенный, неистовый, отвращение, подруженька, разгильдяй, родненький, ручища, смазливый, хлиплый |
Отметьте 6 слов, которые относятся к разговорному стилю. | открывалка, зверюга, мыкаться, разгильдяй, смазливый, хлипкий |
Выберите характеристику для каждого из указанных языков с учетом степени их родства русскому языку. | Английский - индоевропейский Немецкий - индоевропейский Болгарский - общеславянский Кашубский - общеславянский Украинский - древнерусский Белорусский - древнерусский Польский - общеславянский |
Определите наименование функционального стиля, используемого в определенной сфере общения | Сфера общения: Общение людей в быту, в непринужденной обстановке - Разговорный Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой - Официально-деловой Научно-исследовательская деятельность - Научный Словесно-художественное творчество - Художественный Публичное выступление на митинге - Публицистический |
Прочитайте раздел 1.2 «Русский национальный язык XVIII – XIX веков» в источнике № 1 в списке литературы к занятию. Ответьте на вопрос: в чем различие взглядов «карамзинистов» и «шишковистов» (славянофилов) на развитие русского языка? | «Карамзинисты» предлагали обновить и демократизировать русский язык: расширить поток заимствований из европейских языков, заменить иностранными словами старославянские и русские архаичные наименования, «шишковисты» же, напротив, возражали против широкой европеизации русского языка и призывали сделать старославянский язык новой основой русской литературной речи и использовать ресурсы старославянского и русского языков при порождении слов. |
Объясните смысл пословиц и афоризмов. Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам (В.Даль) | Нелогичная и неграмотная речь свидетельствует о недостаточном уровне развития мышления человека. |
Литературный язык – это культурно-историческая форма языка, характеризующаяся обработанностью и письменно закрепленными нормами. | Да |
Термины «функциональный стиль» и «экспрессивный стиль» используются как синонимы. | Нет |
В фатической функции язык используется в приветствиях, прощаниях, выражениях благодарности, извинениях, а также при выражении иных ассоциативных смыслов, при этом язык выполняет функцию поддержания контакта и подготавливает коммуникантов для потенциального содержательного общения. | Да |
Когнитивная функция языка заключается в том, что русский язык является средством познания мира, обеспечивает получение нового знания. | Да |
Родственные русском языку по индоевропейской семье | Английский язык, Греческий язык, Хинди |
Диалектный язык – это историческая форма языка, распространенная на той или иной ограниченной территории. | Да |
Языковая политика государства – это все формы сознательного воздействия общества на язык (формы существования общенационального языка, распределение функций между языками при многоязычии или между формами общенационального языка при использовании одного языка). | Да |
Литературный язык, будучи культурно-исторической формой общенационального языка, противопоставлен иным общественным формам языка: | городскому просторечию профессиональным жаргонам социальным жаргонам диалектному языку |
Установите соответствие | Интимно-ласковый - Экспрессивный стиль Научный - Функциональный стиль Официально-деловой - Функциональный стиль Публицистический - Функциональный стиль Разговорный - Функциональный стиль Торжественный - Экспрессивный стиль Фамильярный - Экспрессивный стиль Художественно-беллетристический - Функциональный стиль |
Для языков синтетического типа свойственно выражение грамматических значений преимущественно при помощи формообразующих аффиксов. | Да |
Определите, какие произносительные варианты приемлемы в современном русском литературном языке: | до[жʼжʼ]и двое[чʼнʼ]ик к[рʼэ]м |
Определите, какие произносительные варианты не приемлемы в современном русском литературном языке: | [жгʼот] [пʼа]тёрка |
Определите, сколько согласных звуков произносится в следующих словах: | возчик – 3 детство – 4 мыться – 2 поет – 3 солнце – 3 |
Отметьте слова, в которых есть только мягкие согласные: | о летчике о стене бесить |
Отметьте среди пар слов омофоны: | Компания – кампания Лесть – лезть Освящу – освещу Плот – плод Режь-ка – решка Свести – свезти |
Определите, какие варианты ударения приемлемы в современном русском литературном языке: | диспансЕр свЁкла дремОта |
Определите, какие варианты ударения не приемлемы в современном русском литературном языке: | облЕгчить цЕмент тАможня |
Определите, сколько гласных звуков [о] произносится в следующих словах: | городовой - 1 лётчик - 1 солнышко - 1 |
Отметьте такие слова с вариантным ударением, у которых оба варианта допустимы в современном русском литературном языке: | одновременно питекантроп юркнуть |
Отметьте слова, у которых разноместное ударение различает значения или особенности сочетаемости с другими словами: | августовский бронированный |
С чем нельзя согласиться? | Фонетика изучает: состав слова |
С чем можно согласиться? В производстве звуков речи задействованы следующие органы: | голосовые связки губы лёгкие ротовая полость язык |
Выберите правильную артикуляционную характеристику звука русского языка. | Средняя часть спинки языка артикулирует к средней части неба, раствор рта узкий, губы не округлены - й Кончик языка приподнимается к альвеолам, где и образуется щель. Вторая щель образуется задней частью спинки языка, приподнимающейся к переднему краю мягкого неба. Воздушная струя, последовательно проходя через эти щели, создает шум. Средняя часть спинки языка опущена. Губы слегка выпячиваются вперед. Связки напряжены - ж Кончик языка упирается в нижние зубы, а края языка прижимаются к боковым зубам и к части твердого неба. Между передней частью языка и твердым небом образуется узкая щель в форме желобка, проходя через которую воздушная струя производит резкий шум, напоминающий свист. Средняя часть языка слегка оттягивается к средней части неба - сʼ |
Определите по артикуляционной характеристике гласный звук русского языка. | При образовании этого звука челюсть приподнята, язык продвинут вперед и высоко поднят в своей средней части, губы пассивны - [и] При образовании этого звука нижняя челюсть значительно приподнята, язык отодвинут назад и высоко поднят к мягкому небу в своей задней части, губы сильно вытянуты вперед и округлены - [у] При образовании этого звука раствор рта средний, язык отодвинут назад и поднят в своей задней части к мягкому небу, но степень подъема языка меньше, чем при образовании предыдущего звука; губы вытянуты вперед и округлены - [о] |
Выберите по 4 артикуляционные характеристики для каждого звука. | [б] звонкий парный по глухости/звонкости парный по твердости/мягкости твердый [фʼ] глухой мягкий парный по глухости/звонкости парный по твердости/мягкости [ц] глухой непарный по глухости/звонкости непарный по твердости/мягкости твердый [чʼ] глухой мягкий непарный по глухости/звонкости непарный по твердости/мягкости [ш] глухой непарный по твердости/мягкости парный по глухости/звонкости твердый [с] глухой парный по глухости/звонкости парный по твердости/мягкости твердый |
Найдите ошибки в артикуляционных характеристиках звуков: | [ж] парный по твердости/мягкости [з] непарный по глухости/звонкости [й] твердый [к] звонкий |
С чем можно согласиться? Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: | в начале слова после гласного после разделительного мягкого знака после разделительного твёрдого знака |
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в словах: | аканье алая есть ладья новые въезд соя стая странная юнга якорь гнильё |
Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук в словах: | бюст, вялый, день, дренаж, жезл, ляг, пес, пять, рюкзак, ряд, тень, элегий |
Определите, сколько звуков и букв в слове разъездной: | 9 звуков и 10 букв |
В словах есть звук [о]: | голод зелёный мокрый радио солод сырой съёмка твоего |
Найдите примеры с просторечным или устаревшим ударением: | впихнУтый газопрОвод заждалсЯ зазвАла правЫ |
В словах нет звука [о]: | высохнуть выстоять голодать |
Варианты ударения различают разные слова или разные значения одного слова: | бронированный видение пропасть хаос характерный |
Варианты ударения различают формы одного и того же слова: | земли кружева осы стены |
Укажите верное написание: | имитация |
НЕ пишется слитно: | (не)высоко взлететь |
Укажите пример со слитным написанием: | (трудно)доступный |
Выберите правильный вариант написания слова: | вереница |
Сколько звуков и букв в слове «бояре»: | 6 звуков и 5 букв |
Укажите пример со слитным написанием: | (в)притык |
Выберите на какой слог падает ударение в современном русском литературном языке: | взяла - на 2-й слог клала - на 1-й слог красивее - на 2-й слог начать - на 2-й слог |
Буква Н пишется в слове: | торфя…ик |
Буква А(Я) пишется в слове: | жест...ной |
Укажите дефисное написание: | (по)видимому |
Найдите слова с несвободной сочетаемостью: | закадычный заклятый кромешный проливной трескучий |
Сколько значений слова вольный представлено в примерах: вольная жизнь, вольная интерпретация, вольное обращение, вольный стиль, вольный ветер, вольный народ. | 4 |
Определите тип значения подчеркнутого слова в контексте: | Увидели в зоопарке лису - прямое значение Он такая лиса! - переносное значение Волчий аппетит после работы - переносное значение Охотники обложили волчью нору - прямое значение |
Отметьте случаи нарушения лексической сочетаемости: | Голова встает дыбом Почувствовать обаянием Прекратить ситуацию |
Напишите, какое слово употреблено без учета его семантики: | Но сегодня мы понимаем, что идти в фарватере большой семерки нам невыгодно - Фарватер В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий НЛО - Нашествие Случившийся поблизости полицейский сумел задержать преступников - Случившийся |
Слова однозначные | волчица воробей синица журавлик |
Слова многозначные | волк журавль кобыла конь кот кошка лиса попугай |
Определите значение слова «широкий» в контексте. | Широкая натура – это не определение русского человека. Он неисчерпаемый и бездонный, человек неимоверных возможностей - Отличающийся большим размахом в деятельности, щедростью в проявлении чувств. // Лишенный ограниченности, узости. Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек (В. Лебедев-Кумач). - Занимающий большое пространство, обширный. Сделать информацию достоянием широкой общественности. - Охватывающий многих, известный среди многих; массовый. // Представляющий многих, большинство. Движения у него были резкие, шаг широкий - Размашистый, свободный, крупный. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. - Отличающийся большим размахом в деятельности, щедростью в проявлении чувств. // Лишенный ограниченности, узости. Он низок ростом, но широк в плечах. - Имеющий большую протяженность в поперечнике. |
Выпишите из текста все узуальные (общеязыковые) синонимы и антонимы (каждое слово вписывайте в отдельную ячейку, слова выписывайте в начальной форме: им.п., ед.ч., м.р., полная форма – для прилагательных и им.п., ед.ч. – для существительных). Добрая, ласковая, приветливая улыбка так же, как и веселый, жизнерадостный смех, должна сопутствовать человеку всю жизнь (С.В. Михалков). Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, и тяжесть его неодолима (Филон Александрийский). Бескорыстное вранье – это не ложь, это поэзия (Довлатов). Потихоньку да помаленьку жизнь притрется, человек приспособится, иначе не бывает (Распутин). | Синонимы узуальные: Легкий Ласковый Приветливый Веселый Жизнерадостный Образованный Умный Непреклонный Непоколебимый Вранье Ложь Необременительный Потихоньку Помаленьку Притереться Приспособиться Антонимы узуальные: Неразумие Разум |
Объедините слова в антонимические пары. Или укажите слова, которые не имеют антонимов. | безвредный - вредный белеть - чернеть бесполезный - полезный болтливый - молчаливый вбежать - выбежать вечер - утро влететь - не имеет антонимов войти - выйти вредный - безвредный выбежать - вбежать выйти - войти горький - сладкий день - ночь дети - не имеет антонимов дочь - сын мать - отец молчаливый - болтливый мочить - сушить ночь - день отец - мать полезный - бесполезный светлеть - темнеть сладкий - горький сушить - мочить сын - дочь темнеть - светлеть утро - вечер чернеть - белеть чахнуть - не имеет антонимов |
Распределите слова в зависимости от происхождения. | борода - слово исконно русское бразды - слово заимствованное галушки - слово заимствованное грех - слово заимствованное единство - слово заимствованное жертва - слово заимствованное казнь - слово заимствованное ларец - слово исконно русское мудрый - слово исконно русское невежа - слово исконно русское невежда - слово заимствованное один - слово исконно русское очень - слово исконно русское перст - слово заимствованное рубль - слово исконно русское сбруя - слово заимствованное слуга - слово исконно русское счастье - слово исконно русское ябеда - слово заимствованное ярость - слово исконно русское |
Выпишите из предложений слова, пришедшие в русский язык из старославянского языка. По одному в каждую ячейку (не изменяя их формы). | Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад (В.С. Соловьев). Обратился Лежащий Царство Божие Превратился Времени Ад Надежда – единственное благо, которым нельзя пресытиться (Л. Вовенарг). Надежда Единственное Благо Пресытиться Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай? (Я.А. Коменский). Разукрашенный Невежда |
Установите соответствие между фразеологизмом и его значением. | От корки до корки - От начала до конца, ничего не пропуская, все целиком Дойти до точки - Дойти до крайнего предела, границы чего-либо Наврать с три короба - Очень много рассказать о чем-либо неправдоподобном От и до - От начала до конца, ничего не пропуская, все целиком Потёмкинские деревни - О том, чего нет на самом деле, фальшь, очковтирательство, фикция Пускать пыль в глаза - Какими-либо поступками создавать ложное впечатление о себе От А до Я - От начала до конца, ничего не пропуская, все целиком Дойти до Геркулесовых столпов - Дойти до крайнего предела, границы чего-либо Наговорить сорок бочек арестантов - Очень много рассказать о чем-либо неправдоподобном |
Установите тип сочетания слов | Взять кого-то за жабры - Фразеологизм и близкое к нему выражение Держать рыбу за жабры - Свободное сочетание слов Закрыть глаза в полудреме - Свободное сочетание слов Закрыть глаза на преступление - Фразеологизм и близкое к нему выражение Навострить уши - Фразеологизм и близкое к нему выражение Помыть руки утром - Свободное сочетание слов Проколоть уши - Свободное сочетание слов Смешать песок с грязью - Свободное сочетание слов Смешать цемент с песком - Свободное сочетание слов Смешать чье-то имя с грязью - Фразеологизм и близкое к нему выражение Сшить детали белыми нитками - Свободное сочетание слов Шито белыми нитками - Фразеологизм и близкое к нему выражение Я умываю руки в этом деле - Фразеологизм и близкое к нему выражение |
В синонимических рядах выберите стилистически окрашенные слова: | Гладкий – прилизанный Дремота – дрема Сложный – каверзный |
В синонимических рядах выберите стилистически нейтральные слова: | Гореть – пламенеть Ошибиться – промахнуться Проникнуть – пробраться |
Найдите вариант с верным порядком слов | Для проигрывателя мастер сделал из бука красивую тумбочку с четырьмя ножками. |
Отметьте предложения с речевой избыточностью: | В этом году японским ученым уже удалось получить более 50 идентичных зародышей-копий. Вступил в строй действующих предприятий завод стройматериалов. Первый дебют юной певицы был весьма удачен. |
Найдите предложения без логических и стилистических ошибок: | Все студенты, кроме Иванова, сдали контрольную работу вовремя. Зубной врач находился на больничном. |
Определите, к какому стилю тяготеют слова: | ассонанс - научный стиль гласность - публицистический стиль голубушка - разговорный стиль гражданственность - публицистический стиль макушка - разговорный стиль метафора - научный стиль надлежащий - официально-деловой стиль недееспособный - официально-деловой стиль оповестить - официально-деловой стиль потерпевший - официально-деловой стиль прогрессивный - публицистический стиль проживание - официально-деловой стиль психовать - разговорный стиль ретивый - разговорный стиль самопожертвование - публицистический стиль синхрофазотрон - научный стиль соратник - публицистический стиль |
Запишите предложения, поставив правильное окончание у слов: | В нашем городе дополнительно открыли дв… школ…-интернат… - В нашем городе дополнительно открыли две школы-интерната В производственном совещании издательства приняли участие многие автор…, редактор…, корректор… - В производственном совещании издательства приняли участие многие авторы, редакторы, корректоры Во второй серии кинофильма зрители увидят новы… персонаж…, которы… играют известные актеры. - Во второй серии кинофильма зрители увидят новых персонажей, которых играют известные актеры За ветхим домишк… начинается крутой спуск к реке. - За ветхим домишком начинается крутой спуск к реке Роль Фирса в «Вишневом сад…» играл известный актер. - Роль Фирса в «Вишневом саде» играл известный актер |
Выберите наиболее уместное в каждом предложении слово из списка | В центре внимания рост качества продукции. Екатерина II была возведена на престол. Погода способствовала хорошему отдыху. Старый моряк вышел на прогулку в своем парадном кителе. Я хорошо помнил переливы ее голоса. |
Выберите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. | Путешествия дают человеку возможность не только узнать новые места, но и лучше понять самого себя. Путешествие и чтение книг – занятия родственные, потому что обогащают внутренний мир человека. |
Выберите из списка слов то, что будет уместно вставить в тексте на месте знака < ... > : | но |
Укажите номер предложения, в котором есть вводное слово. | 5 |
Укажите номер предложения, в котором есть необособленное распространенное определение. | 5 |
Укажите номера простых осложненных предложений. | 3, 5 |
Выпишите из текста антонимы (слова выписывайте через запятую в той форме, в которой они представлены в тексте). | друзей, недругов |
Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении № 4. | 2 |
Найдите пример с паронимами: | единый – единственный |
Сани | нет категории рода |
Эффект – впечатление от чего-либо | значение слова истолковано верно |
Внутри – сбоку | к слову неверно подобран антоним |
Найдите пример с нарушением лексической сочетаемости: | вернуть многочисленные средства |
Сопротивление – отпор, противодействие, драка | к слову неверно подобраны синонимы |
Найдите сложное предложение: | Как ни быстро шла высадка десанта, но, начавшись в половине второго, она закончилась только часам к пяти. |
Отметьте предложение с ошибочным употреблением паронимов: | Конькобежцы США апробировали костюм из нового синтетического материала. |
Найдите ошибку в согласовании: | современный ООН |
Какие слова можно вставить на месте многоточия в предложении «В этом произведении автору удалось … трагические события в жизни своего поколения»: | изобразить описать |
Определите род слова: | МИД - мужской род мадмуазель - женский род папье-маше - средний род Сочи - мужской род фойе - средний род |
Отметьте формы одного слова: | |
лист листы листья |
|
Образуйте современную форму множественного числа для слов: | Гражданин – граждане Колено – колени Кум – кумовья Ухо – уши Ушко – ушки |
Отметьте степени сравнения у слова добрый: | Более добрый Добрее Добрее всех Добрейший Менее добрый Наиболее добрый Наименее добрый Самый добрый |
Найдите предложение без грамматических ошибок: | Три из пяти девушек действительно работали фотомоделями. |
В толковании какого термина допущена ошибка: | амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на первом слоге |
Подстили, которых нет в научном стиле | академический лекционный |
Найдите грамматические варианты: | достигнуть – достичь, творога – творогу (р.п.), спазм – спазма (им.п.) |
Языковая и национальная политика не должны быть связаны друг с другом. | Нет |
Русский язык по происхождению относится к языковой семье: | Индоевропейских языков |
В современном мире русский язык также существует в нескольких ипостасях: | язык международного общения; государственный язык; язык межнационального общения |
Эпистемическая функция языка проявляется в том, что в семантической системе русского языка отражены исторически сформированные в русской культуре концепты, обобщены знания русского человека, в значениях языковых единиц русского языка хранятся сведения об истории народа. | Да |
Орфографическая и пунктуационная нормы характеризуют письменную и устную речь. | Нет |
Языковая норма – наиболее распространенные, закрепившиеся в практике образцового использования и наилучшим образом выполняющие свои функцию варианты единиц языка / речи. | Да |
Укажите термин по его толкованию: «Территориально не ограниченная разновидность национального языка, не имеющая кодификации и не подчиняющаяся правилам, основа городского просторечия – это ...» | жаргон |
Синхронный перевод на международных переговорах, речи в рамках дипломатического этикета – это | дипломатическое |
Хочешь создать новую страницу для другого курса и заполнять ее с одногруппниками? – Пиши нам